Фрагмент исследования
Рынок медицинского оборудования и изделий за последние 4 года по объему выручки вырос практически в два раза, составив к 2023 году 1 237 млрд руб. Особое внимание уделяется развитию импортозамещения: с 2019 года к 2023 году объем отечественного производства увеличился в 1,8 раза и составил 338 млрд руб. Наибольшая доля приходится на оборудование и инструменты — 70% производства, по заявлению Минпромторг сегодня в РФ производится свыше 50% номенклатурных единиц медицинской техники. Материалы и компоненты занимает меньшую долю (30%), однако в 2021 году на фоне COVID-19 именно этот сегмент временно стал лидером по объемам. Данный кластер находится в зависимом положении, поскольку в большинстве случаев «расходка» привязана к конкретным приборам и машинам, используемым в лечебном учреждении.
Объем оптовой торговли растет менее равномерно, чем производство, но более значительными темпами: по сравнению с 2019 г. выручка выросла в 2,1 раза. Показательно, что несмотря на «ковидный» бум, провальным для рынка оказался 2021 г., что связано с сокращением поставок прочего (не связанного с пандемией) оборудования на фоне временной заморозки инвестиционных программ.

Наибольшими темпами в последние несколько лет развиваются две категории товаров: реабилитационное оборудование и диагностическое. Драйверами роста первого сегмента стали сначала COVID-19, а сегодня и СВО. С 2019 года направление выросло в разы, и по данным Liberty Research составляет около трети всего рынка мед. изделий. Диагностическое оборудование растет на фоне другой тенденции: развития превентивной медицины, программ ранней диагностики и диспансеризации. С 2019 г. сегмент вырос на 60% и сегодня составляет 21% всех продаж. Такую же долю имеет рынок хирургических инструментов, в прошлом лидер среди всех направлений.
По каналу продаж более 70% рынка приходится на гос. заказ. Однако, по сравнению с предыдущими тремя годами объем бюджетных закупок снизился (ранее составлял более 80%). Это можно объяснить цикличностью поставок медтехники в учреждения здравоохранения и ростом числа частных клиник. Как и в частном сегменте, государственные мед. учреждения преимущественно (до 70%) ориентированы на зарубежных поставщиков. Этому способствуют устоявшиеся цепочки поставок и зависимость потребителя от исходного поставщика оборудования (экономия на тех. обслуживании, горизонтальная унификация приборных линеек).

Содержание исследования:
- Динамика ключевых показателей производства, оптовой и розничной торговли (выручка, чистая прибыль, себестоимость и рентабельность проданных товаров, регионы-лидеры по показателям)
- Сегментация рынка (товарная структура, перспективные направления импортозамещения, средние цены по категориям товаров)
- Внешний рынок (импорт и экспорт товаров, товарная структура, основные партнеры)
- Крупнейшие производители и поставщики медицинского оборудования и изделий (выручка, прибыль, специализация)
- Анализ рынка государственных закупок (динамика объема закупок, товарная структура)
- Крупнейшие инвестиционные проекты отрасли (стоимость, сроки, специализация)
Ознакомиться со всеми исследованиями вы можете на этой странице